[SIZE=+1]Суеверие и неразумное «благочестие»
Многие, приняв от «бабушек» суеверное наследство и применив его на практике, убедились в том, что оно «работает»
Монах Серафим (Шолков)Наступило долгожданное время, когда мы можем свободно исповедовать православную веру. Казалось бы, что теперь вера должна укрепляться в сердце каждого православною человека. Но, к большому сожалению, мы наблюдаем некое ненормальное явление. Большинство людей пребывает в легковерии, теплохладности, отсутствует твердость веры. В чем же причина?
Думается, что, прежде всего, все дело в «духе времени», который ослабляет наш личный дух и изменяет наши личные духовные силы. Но это не совсем так. Конечно, легче всего возложить всю вину за наше духовное расслабление на кого-то или на что то, например, на тот же «дух времени» или «обстоятельства жизни». Но основная причина кроется гораздо глубже. Она в нашем свободном волеизъявлении. Мы сами позволяем или не позволяем, чтобы дух мира не только присутствовал, но и господствовал в нашей жизни, превращая нас в рабов, живущих по стихиям мира. Такая жизнь опустошает сердца, сокрушает внутренние основы истинной веры и погружает в легковерие, которое и порождает в нас тщетную, поверхностную, пустую веру, именуемую суетной, плоды которой — суеверие, безрассудное благочестие и безрассудное упование на Бога.
Несомненно, что опыт накопления суеверий и религиозной безрассудности огромен, но он несовместим с опытом истинной веры.
Многие, приняв от «бабушек» суеверное наследство и применив его на практике, убедились в том, что оно «работает» (как и в языческом магизме) по принципу: «сделал — получил», «не сделал — не получил». «Злые духи, желая содержать человека в обмане, льстят ему доставлением того, что, как они видят, сообразно с его ожиданием и хотением»[1], — учит блаженный Августин, разъясняя, что «...сила различных суеверных действий зависит от частных наблюдений и предрассудков каждого, а не от них самих...»[2]. Обычно обольщаются доверчивые, податливые люди, подверженные сильной мнительности. Когда человек духовно не преображается, духовные и душевные силы его ослабевают, и он в своей немощи, в поисках легкого пути к «духовности» обращается к суевериям — древней языческой проказе, которая и сегодня крайне опасна для христианина. Она поражает его сердце, душу и ум, удаляя от Бога.
Бездушные и ничтожные кумиры, порождаемые суевериями, окружаются поклонением, соединенным с безрассудной, бессмысленной и пустой верой во всевозможные явления, приметы, действия, предметы и слова.
«Те, которые прилепляются к суеверным обычаям и им верят, равно и те, которые в болезнях пользуются нашептыванием старух и других суеверий держатся; наконец, которые из всякого случая выводят предзнаменования»[3], — все они грешат против первой заповеди: «Я Господь, Бог твой, ...да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:3).
Православные христиане не могут с равнодушием смотреть на то, как их ближние, обольщенные суевериями, погружаются в кромешную тьму невежества. Не желая, чтобы эта болезнь умерщвляла в них истинную православную веру и тем самым доставляла великое зло как отдельно взятому человеку, так и всей полноте Церкви Христовой, мы из любви и сострадания находим своевременным воспротивиться этому злу, помня, что непротивление злу есть ужасная ересь.
[/SIZE]